Клиентам «ОТП Банка» при оформлении кредита предлагается оформить страхование, которое позволит закрыть задолженность даже в случае проблем со здоровьем. Если Вы согласились на покупку полиса после уговоров менеджера, а затем решили, что страховка Вам не нужна, средства, потраченные на нее, можно вернуть в законном порядке.
Юридический аспект
Уже два года (с июня 2016) в России действует закон о «периоде охлаждения». Центробанк признал за каждым заёмщиком право отказаться от услуги в течение двух недель после получения кредитной суммы. Процедура не предполагает штрафных санкций, а финансовая организация обязуется вернуть деньги гражданину через 10 дней максимум. Если этого не происходит, разрешается обратиться с иском в судебные инстанции.
О «периоде охлаждения» стоит запомнить следующее:
- он действует только при заключении индивидуального страхового договора (т.е. страховщик — это отдельная компания, а не банк);
- если заявка на компенсацию пишется через какое-то время после получения кредита, из конечной суммы вычтут стоимость тех дней, которые уже прошли.
На тех, кто участвовал в договоре коллективного страхования, (т.е. покупал услугу напрямую в банке) описываемое правило не распространяется.
Навязывание услуг
Отдельно стоит упомянуть случаи, когда страховка была навязана клиенту. Гражданский кодекс РФ и «Закон о защите прав потребителя» запрещают подобные действия. Любой суд встанет на сторону потерпевшего, если он докажет, что услуга приобретена им без собственного желания. Однако доказать этот факт не так просто.
Официально у человека есть выбор: купить страховку и получить кредит или отказаться от полиса и остаться без денег. Хотя банку не позволяется отказывать заемщику из-за отсутствия страховки, менеджеры всегда используют возможность не одобрить займ без объяснения причин.
Досрочное погашение задолженности
Для тех, кто выплатил долг раньше срока, оговоренного в соглашении, Гражданский кодекс не предлагает никаких поблажек. Официально у страховщика есть подтвержденное право не возвращать деньги за стоимость полиса, если он уже использовался какое-то время. В данном случае все зависит от договора с конкретной компанией.
Как отказаться от страхования здоровья, жизни и финансовых рисков?
Указанный тип полиса покрывает следующие риски:
- серьезные проблемы со здоровьем (утрата трудоспособности);
- смерть заемщика;
- потеря работы (в связи с ликвидацией организации или официальным сокращением).
Важно! «Период охлаждения» на перечисленные формы страхования не распространяется!
Вернуть деньги допустимо несколькими способами:
- отказаться от полиса из-за ошибки в документе (неверная информация, отсутствие подписи и т.д.);
- подтвердить факт навязывания услуги (практически невозможно).
Также в страховке отказывается людям, имеющим хронические заболевания, работающим по совместительству или неофициально и т.д.
Если клиент попадает в одну из перечисленных категорий, ему достаточно обратиться в банк с заявлением о компенсации затрат на полис. В течение месяца финансовая организация должна вернуть деньги, иначе потерпевшему разрешается обратиться в суд.
Как отказаться от страхования покупки?
Данный тип договора подписывается при осуществлении покупки в магазинах-партнерах «ОТП Банка» и заключается с АО «АльфаСтрахование». Срок действия соглашения — 1 год, однако его разрешается продлевать.
Страховая сумма выплачивается единовременно или ежемесячно. Если взнос не проплачивается вовремя, это приравнивается к отказу от страхования. Агент разрывает договор и денежных средств клиенту не возвращает.
Для полиса на покупку «период охлаждения» сохраняется, однако оплата компенсируется страхователю не полностью:
- 49% стоимости страховки удерживает банк, поскольку он считается посреднической организацией, соответственно, из возвращаемой суммы эти деньги при расчете вычитаются.
- Каждый день страхования имеет определенную цену, поэтому средства за уже использованный период не возвращаются.
Особый случай — это гибель покупки, на которую брался кредит. В подобной ситуации стоимость полиса клиенту возместят, однако за вычетом комиссии агенту (т.е. банку) и оплаты прошедших с момента подписания договора дней.
Схема отказа
Если клиент решил вернуть средства в «период охлаждения», ему необходимо:
- Обратиться в АО «АльфаСтрахование» с копией паспорта, договором и квитанциями, подтверждающими оплату ежемесячных взносов.
- Составить заявление на отказ от полиса (обязательно указать реквизиты, на которые должны быть переведены средства!).
- Ожидать ответа от страховщика.
В случае досрочного погашения кредита, необходимо также предоставить справку от банка об отсутствии задолженности.
Страхователь имеет право обратиться в суд с требованием возврата средств, если компания отвечает ему безосновательным отказом.
Заполнение заявления
Заявление в страховую компанию обязательно включает следующую информацию:
- Личные данные: ФИО, адрес, телефон
- Сведения о паспорте клиента.
- Характеристики договора на кредит: срок действия, номер и т.д.
- Характеристики страхового договора.
- Объяснение причины отказа от страховки.
- Дату и подпись.
Обращение составляется в двух экземплярах: один из них передается агенту, а второй остается у клиента (на нем требуется поставить отметку о регистрации).
Итоги
После рассмотрения заявки человеку либо возвращают деньги, либо нет. Конечно, можно попробовать отказаться от страхования еще в момент подписания кредитного договора, но тогда банк может отказать в выдаче денежных средств без объяснения причин.
При отказе от страховки после получения займа цена полиса возмещается не полностью, а с учетом использованного периода. В связи с этим, лучше не подписывать договор страхования, рассчитывая в дальнейшем вернуть средства без проблем и длительного ожидания. Лучше заранее просчитать варианты развития событий и взять кредит на наиболее подходящих условиях.
Видео