По закону, компании, продающие ОСАГО и КАСКО должны выплачивать компенсации автовладельцам, если те понесли некий материальный ущерб после наступления страхового случая. В реальности так бывает не всегда. Иногда агенты отказываются давать пострадавшим деньги, всячески пытаясь укрыться от ответственности. В этом случае большинство пострадавших обращается в суд. Однако можно начать разбирательство и с подачи жалобы в РСА.
Жалоба в РСА
Российский Союз Автостраховщиков – некоммерческое объединение компаний, которое занимается урегулированием работы агентов, предоставляющих услуги обязательного автогражданского страхования. Организация работает в соответствии с федеральным законодательством и, по сути, отслеживает случаи нарушений по отношению к покупателям полисов ОСАГО. Когда недобросовестный агент обнаруживается, его могут принудить выплатить компенсацию, а также заплатить штраф за неправомерные действия. Крайним методом воздействия является лишение лицензии Центробанка.
К наиболее частым причинам обращения в Российский союз автостраховщиков относятся:
- отказ страховщика в выплате компенсации;
- нежелание агента заключать договор нужного образца;
- навязывание дополнительных услуг, не нужных клиенту;
- отказ в приеме или выдаче документов;
- уменьшение размера денежной компенсации;
- увеличение периода выплат по страховому случаю или времени ремонта (при наличии опции «натуральное» ОСАГО).
Отдельно стоит упомянуть случаи, когда компании неверно вычисляют скидку на безаварийную езду (так называемый коэффициент Бонуса Малюса). Такие ситуации очень часты и вызывают особенно активное сопротивление со стороны страхователей.
Жалоба в РСА онлайн
В этом случае обращение отправляется на e-mail request@autoins.ru. При этом к жалобе требуется приложить сканированные копии документов по списку. Если претензия связана с расчетом коэффициента Бонуса Малюса (далее – КБМ), разрешается подать ее в упрощенном виде. Для этого требуется:
- рассчитать размер КБМ в АИС РСА;
- сравнить его с суммой выплаты, начисленной страховой компанией;
- если два показателя не совпадают, обратиться к агенту с требованием вернуть недостачу.
В РСА следует писать тогда, когда посредник отказывает в увеличении выплаты. Для этого на официальном сайте Союза Автостраховщиков заполняется нужная форма, в которой указываются следующие данные:
- ФИО и дата рождения заявителя;
- номер всех имевшихся у потерпевшего водительских удостоверений;
- адрес и наименование страховой компании;
- номер и дата обращения о несогласии с размером КБМ;
- данные о действующем и предыдущем полисах автострахования.
Если в заявлении кратко и четко описана ситуация, в которой страховщик повел себя неправильно, РСА рассмотрит его в течение максимум двух дней. Обратите внимание, что обращения, содержащие угрозы в адрес агента, содержащие ложную информацию или заполненные неправильно к обработке не принимаются.
Жалоба в РСА на страховщика, связанная с Европротоколом
Обращения по Европротоколу принимаются в следующих случаях:
- ДТП представляет собой столкновений только двух машин;
- ущерб нанесен только автомобилю, а не пассажирам;
- участники аварии согласны с решением по ней;
- у всех пострадавших есть полисы автогражданского страхования.
Бланк, извещающий о возникновении аварии заполняют в 2-х экземплярах. После этого его направляют в офис страховой компании максимум через пять дней после ДТП. Затем агенту необходимо принять решение о выплате компенсации (максимальный размер – 50000 рублей) или проведении ремонта. В течение 15 дней после происшествия (до того, как страховщик вынесет вердикт) начинать своими силами ремонт или утилизацию авто владельцы не должны.
Если заявитель не согласен с решением агента, он может направить жалобу в РСА, указав в ней:
- собственные личные данные: ФИО, адрес, дату рождения и контактный номер телефона;
- данные о ДТП;
- данные по договору ОСАГО: номер и дата заключения;
- информацию о страховщике;
- дату обращения с просьбой о компенсации.
В конце обязательно должна присутствовать подпись заявителя. Также к обращению нужно прикрепить копии всех подтверждающих документов. Аналогичный вариант заявления подается в случае проблем с прямым возмещением ущерба.
Жалоба в Центральный банк
В ЦБ РФ водитель может обращаться в следующих случаях:
- принуждение к покупке дополнительных услуг;
- отказ в выплате компенсации;
- отказ в подписании договора;
- требование лишних документов;
- неверное применение КБМ;
- увеличение времени возмещения ущерба;
- не выдаётся или не принимается документация по страховому случаю.
Именно Центробанк определяет методику, по которой производятся выплаты пострадавшим. В случае, когда страховщик действует некорректно, пострадавший может обратиться в ЦБ через письменное обращение в региональный филиал или онлайн (адрес приемной — https://www.cbr.ru/Reception/Message/Register?messageType=Complaint). При этом необходимо предоставить доказательства нарушения закона со стороны страховой компании.
В заявлении нужно указать реквизиты автовладельца и агента, кратко описать проблемную ситуацию. Составляется оно в 3-х экземплярах. Срок рассмотрения составляет два месяца.
Жалоба в Федеральную службу страхового надзора
ФССН может помочь пострадавшим от неправомерных действий компаний, продающих полисы КАСКО и ОСАГО. При этом заявителем может стать даже третье лицо, которое являлось свидетелем нарушения.
В тексте заявления пишутся:
- реквизиты обеих сторон;
- краткая характеристика ситуации;
- номера и названия нарушенных законов.
После этого обращение можно передавать на рассмотрение.
Претензия в Федеральную Антимонопольную службу
Сюда следует обращаться тем, кому страховая компания навязывает дополнительные услуги. При этом в заявлении должны содержаться:
- данные о пострадавшем;
- информация о страховщика;
- краткое описание проблемы;
- требования потерпевшего.
Слова заявителя подтверждаются документами установленного образца.
Подать жалобу в ФАС можно как лично, так и через интернет (портал «Госуслуги» или электронная почта delo@fas.gov.ru).
Досудебная претензия
Данный тип жалобы связан с отказом в выплате компенсации или некачественно оказанными ремонтными услугами. Она подается напрямую в страховую компанию до официального обращения в суд. Отказ Агента возместить средства может быть предъявлен в качестве доказательств при дальнейшем разбирательстве.
Важно правильно оформить претензию. Пострадавший должен доступно изложить суть проблемы. После направления претензии страховщику следует дождаться его официального ответа. В дальнейшем последний документ прикрепляется к исковому заявлению.
Таким образом, при нарушении закона со стороны страховой компании автовладелец имеет право пожаловаться в несколько инстанций. При этом лучше подавать заявление сразу во все организации. Так вы точно получите какой-либо результат.