Страхование ответственности перевозчика

Страхование ответственности перевозчика – проблемный вопрос для компаний, которые связаны с перемещением грузов. Оно регулируется международными стандартами и зависит от типа транспорта, которым пользуется компания.

Страхование пассажиров автобусов

Основные принципы

Главными правилами, которые регламентируют уровень ответственности перевозчика, в соответствии с интернациональными стандартами, являются следующие:

  • В определенных случаях (например, при природных катаклизмах) перевозчик объявляется невиновным;
  • Компания, совершившая прямое нарушение,привлекается к ответу, ограничены лишь финансовые рамки наказания.
  • Ответственность за груз несется «в разумных пределах».

Поскольку перечисленные правила достаточно размыты, разработаны более точные нормы, которые определяют, как вести себя в той или иной ситуации. На этом основании подписываются договора страхования по пунктам:

  • нанесение ущерба багажу;
  • причинение вреда здоровью и жизни пассажиров;
  • утрата или повреждение груза в результате неправильной отправки;
  • нанесение убытков третьим лицам.

При этом для внутренних и международных типов перевозок применяются разные виды покрытия.

Договор страхования ответственности перевозчика

Оформить полис, защищающий груз и (или) здоровье и жизнь пассажиров во время переезда, можно в сертифицированном агентстве. При этом договор составляется на имя непосредственного владельца ТС (не важно, человек это или организация), а также того, кто взял, например, автомобиль в аренду.  Главное — иметь лицензию на конкретный тип перевозок.
Страховой взнос тратится на следующие цели:

  • возмещение расходов и убытков третьим лицам;
  • оплата затрат самого страхователя.

При этом страховой случай должен наступить именно в момент активного использования транспортного средства. Происшествие необходимо документально подтвердить (например, составить акт об аварии), не забыв указать, какие именно потери понес груз или люди, участвовавшие в перевозке. Распространенными примерами страховых случаев являются:

  • Болезнь, смерть или телесные повреждения пассажиров в момент нахождения на борту.
  • Выдача груза в неверный срок или лицу, которое не является его получателем.
  • Полная или частичная утрата или повреждение посылки.
  • Потеря или повреждение багажа.
  • Отправка груза по неверному адресу.
  • Нанесение вреда здоровью и жизни людей, которые находились за пределами ТС.

В данных ситуациях страховая сумма выплачивается обязательно.

Когда страховка не выплачивается

Законом предусмотрено несколько случаев, когда страхователю не выплачивается сумма ущерба. К ним относятся:

  • Умышленное причинение ущерба ТС его владельцем или связанными с ним лицами.
  • Страхователь до момента начала рейса знал о неисправности транспорта или плохом самочувствии членов из экипажа.
  • Владелец транспорта не устранил вовремя замечания, сделанные ему страховой компанией (касается исправления тех недостатков, которые увеличивают риск возникновения аварии).
  • Нарушение условий эксплуатации или проведение маршрута в потенциально опасном регионе.
  • Использование ТС во всех остальных целях, кроме перевозок (обучение, соревнования и т.д.).

Стоит помнить, что страховка действует только в ограниченных местах (например, страхование по России не распространяется на заграничные поездки). Поэтому при выезде водителя за пределы территории покрытия, указанной в договоре, агент уже не имеет никаких обязательств по отношению к нему. Это правило касается и перевозок в зоне военных конфликтов, а также неправомерных действий со стороны перевозчика.
Важно! Если в результате аварии пострадали люди, агента могут принудить осуществить выплату, даже если виноват в аварии была компания, осуществлявшая рейс.

Разновидности ТС

Перемещение грузов может осуществляться с использованием нескольких типов транспорта. Рассмотрим особенности урегулирования каждого типа перевозок подробнее.

Автомобильные перевозки

Автоперевозки – наиболее распространенный тип транспортировки груза как внутри нашей страны, так и за ее пределами. Страхование имущества в данном случае регулируется законом, который был принят еще в советское время и носит наименование «Устав автомобильного транспорта РСФСР». Интересно, что об ответственности за жизнь людей в документе ничего не сказано, поэтому она регулируется с помощью современного «Гражданского кодекса».
При возникновении страхового случая финансовые выплаты нужно требовать от физического или юридического лица, транспортное средство которого стало причиной аварии. Если таких виновных оказывается несколько, то они несут совокупную ответственность за содеянное. Для того, чтобы отказаться от уплаты страховой суммы, нужно доказать, что источник опасности Вам на момент происшествия не принадлежал.

Воздушная транспортировка

Производится в соответствии с «Воздушным кодексом» нашей страны. За все повреждения, полученные багажом или пассажирами во время перелета, ответственность накладывается в соответствии с «Гражданским кодексом» России. Оплата ущерба грузу имеет следующие особенности:

  • Для багажа соответствует объявленной ценности или реальной стоимости (но не выше суммы двух МРОТ за килограмм).
  • Для ручной клади равняется реальной их цене (но не выше суммы 10 МРОТ).

При этом перевозчик может доказать свою невиновность в произошедшем. В таком случае штраф с него взыскиваться не будет. Для пассажирских рейсов минимальное покрытие жизни и здоровья человека не может превышать 1000 МРОТ.
Стоит отметить, что при перелетах иногда заключаются дополнительные страховые договоры. В этом случае размер покрытия будет зависеть от конкретных условий соглашения.

Перевозки по железной дороге

Все действия владельцев данного типа транспорта регламентируются «Транспортным уставом железных дорог Российской Федерации». В соответствии с указанным документом, железнодорожные компании ответственны за повреждения багажа и ущерб здоровью и жизни пассажиров. При этом в первом случае разбирательство проходит по «Гражданскому кодексу» России. Ситуации с утратой или уничтожением ручной клади законом не предусматриваются и остаются на совести самого владельца.
Таким образом, железные дороги при наступлении страхового случая оплачивают только имущественные потери. Сюда не попадают случаи, когда вопрос идет о естественной убыли или если порча груза произошла в присутствии получателя или отправителя.

Транспортировка по морю

Большая часть судовладельцев использует страхование КАСКО, которое обладает определенными особенностями. При столкновении судов покрытие составляет только 75% от общего ущерба. Остальная часть суммы выплачивается не агентом, а клубами взаимного страхования, о которых будет сказано ниже.

Международные договоры и судоперевозки

Перемещения грузов и пассажиров на кораблях регулируются несколькими типами интернациональных договоров:

  • Гамбургские правила (Гамбург, 1978 г.);
  • Гаагские правила (Брюссель, 1924 г.);
  • Гаагские правила Висби (Брюссель, 1968 г.).

По данным перечисленных конвенций, ответственность перевозчика определяется в зависимости от типа транспорта и ситуации, в которой произошел страховой случай. Выплаты производятся во всех случаях, кроме:

  • умышленного причинения вреда грузу и пассажирам;
  • перевозки контрабанды;
  • убытков, причиненных автотранспортом;
  • происшествий во время пребывания экипажа на корабле.

Особо выделяются также военные риски, их покрывают специальные договоры.

Клубы взаимного страхования

Популярная форма организации, которая покрывает ответственность судовладельцев. Важно, что данный тип полиса включает также страхование от нанесения ущерба окружающей среде (это особенно важно, например, при перевозке нефти и прочих химических материалов). Большая часть таких компаний расположена в Европе и предлагает защиту от:

  • повреждения или утрата груза;
  • повреждений судна каким-либо объектом;
  • столкновения;
  • нанесения телесных повреждений;
  • претензий со стороны команды.

Также популярными вариантами являются страхование от разных типов расходов (на карантин, судебные издержки и т.д.) и отсутствие возмещений по общей аварии. При этом все выплаты делаются только на основании результатов экспертизы, актов и сертификатов.

Ссылка на основную публикацию
Вставить формулу как
Блок
Строка
Дополнительные настройки
Цвет формулы
Цвет текста
#333333
Используйте LaTeX для набора формулы
Предпросмотр
\({}\)
Формула не набрана
Вставить