Страховая компания не имеет право отказывать в выдаче полиса, вне зависимости от каких-либо причин. Если агент говорит вам, что не станет страховать автомобиль, то от него нужно это требовать.
Вам отказали в полисе ОСАГО: почему?
Иногда возникают ситуации, когда страховые агенты намеренно создают дефицит бланков. Соответственно, ОСАГО на многие автомобили не может быть оформлено. Такое поведение связано с тем, что страховой бизнес стал, во многом, невыгодным. В некоторых регионах России, например, выплаты по полисам достигают 107% общих сборов.
После обновления законодательства вопрос с отсутствием полисов должен был урегулироваться. Отчасти так и произошло, однако для многих компаний вопрос продолжает оставаться критичным.
Особенности законодательства РФ
Ежегодно антимонопольная служба России регистрирует жалобы от автомобилистов, которым отказали в оформлении ОСАГО или заставили заплатить за дополнительные услуги. При этом разбирательства всегда заканчиваются тем, что страховых агентов наказывают. В список агентов-нарушителей попали такие крупные компании, как «Ингосстрах», или «АльфаСтрахование».
Отказ продать полис противоречит нескольким законам РФ:
- Федеральный закон № 40-Ф3 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»: здесь указано, что автомобилист обязан иметь страховку.
- П. 2 ст. 16 Закона РФ
- Ст. 426 ГК РФ: утверждает публичность договора автогражданского страхования (т.е. агент не имеет право отказать тому, кто обращается с просьбой о покупке страховки).
- Пункт 14 «Правил ОСАГО»: гласит, что владелец авто может сам выбрать страховщика, который, в свою очередь, не имеет права отказать в выдаче полиса №2300-1 «О защите прав потребителей»: важный документ, где сказано о запрете навязывания дополнительных услуг.
В Кодексе об административных правонарушениях напрямую указывается, что компания страховых услуг, отказавшая в выдаче документа на авто заявителю, должна понести наказание. Таковым является штраф в 50 000 рублей (его платит тот, кто совершил правонарушение). За исполнением данного правила следит Центробанк. Также по п. 4 ст. 445 ГК РФ агента принуждают к подписанию договора с хозяином машины, если первый не желает сделать это добровольно.
Ремарка РСА
Важным правовым актом, опубликованным РСА, является «Порядок уведомления страховыми организациями об отказе в заключении договора ОСАГО владельцев ТС РСА». В соответствии с ним, агент обязан предоставить владельцу авто отказ ввписьменной форме в том случае, когда не желает выдавать полис. Параллельно с этим страховщик должен сообщить о своем решении в Центробанк и сам РСА. Допустимыми причинами для отказа считаются:
- отсутствие связи с АИС РСА;
- запрет владельца на техосмотр машины;
- отсутствие необходимых документов;
- отсутствие доверенности на конкретного человека от имени юридического лица или ИП.
Некоторые из перечисленных пунктов можно оспорить. Например, если у водителя есть диагностическая карта на авто, то она сама по себе является документом, по которому продается полис. Таким образом, требование техосмотра оказывается необязательным. Получается, что итоговое решение зависит от мнения конкретного судьи.
Получение полиса ОСАГО и отказ в выдаче
Основными вариантам приобретения автогражданской страховки являются:
- Отправка заказного письма с предложением-офертой установленного образца: при отказе Вы сможете показать почтовое уведомление в качестве доказательства.
- Обращение в офис компании: в таком случае требуйте письменный отказ, поскольку устную версию использовать как доказательство невозможно.
После получения заявления страховщик может либо выдать полис, либо отказать в его оформлении. Третьим вариантом является принятие заявления с оговорками (тогда дополнительные условия прописываются в договоре). На размышления агенту отводится 14 дней.
Как вести себя в случае отказа?
Гражданин, получивший отказ по ОСАГО, имеет право оспорить решение страховщика через суд. Ему необходимо собрать документы и написать заявление, к которому прикладывается переписка с агентом. Все материалы передаются в:
- прокуратуру;
- местный суд;
- региональный отдел РСА;
- Федеральную антимонопольную службу (123995, г. Москва, Д-242, ГСП-5, Садово-Кудринская, 11);
- местное подразделение Центробанка.
Информация предоставляется в одну из перечисленных организации. При этом лучше заранее уведомить страхового агента, что Вы собираетесь жаловаться на его действия. В таком случае многие компании быстро соглашаются оформить ОСАГО, так что вопрос решается в досудебный период.
Какие документы нужны для оспаривания отказа?
- Отказ оформить полис от страховщика (в письменном виде).
- Заявление потерпевшего о желании заключить договор ОСАГО с печатью и датой, подписанный сотрудником, принявшим его.
Как не тратить время на споры?
Если владелец машины не желает проходить через тяготы судебной процедуры и ждать слишком долго, следует предпринять следующие действия:
- Найти свидетеля, при котором менеджер передаст Вам письменный отказ в продаже ОСАГО.
- Написать претензию на агента и потребовать возврата премиальных денег и расторжения договора, в который вписали лишние услуги.
- Если агентство по-прежнему упрямится и снова отказывает, подавайте в суд.
Для тех, готов рискнуть имеется другой алгоритм действий. Он основан на утверждении, что подача заявления на полис уже приравнивается к факту его оформления (в законе сказано, что соглашение заключается в одностороннем порядке). Достаточно отправить страховщику договор почтой, а после фактического ДТП требовать компенсацию.
Конечно, последний вариант несовершенен. Агент способен оспорить действия автовладельца, ведь тот не оплатил страховой взнос, который является обязательным по «Правилам ОСАГО». Кроме того, сотрудники ГАИ не воспримут заявление-оферту как реальный полис, что ставит под вопрос сам факт эксплуатации авто. Водителю могут выписать штраф или даже снять номера с ТС.
Итак, при отказе компании оформлять ОСАГО на машину лучше обращаться в нужные инстанции, а не пытаться решить вопрос самостоятельно.